Формы работы

В наших программах используются различные формы работы арт-терапия, сказкотерапия,  игротерапия, песочная терапия. Форма работы выбирается тренером в зависимости от динамики группы.

Арт-терапия

Наш внутренний мир наполнен образами чувств и представлениями, через которые происходит эмоциональное общение между людьми. С помощью образов чувств наше бессознательное  взаимодействует с нашим сознанием. Чем глубже и интенсивнее это происходит, тем сильнее откликаются в душе зрителя и слушателя произведения искусства, рассказывающие особым языком о глубине духовной жизни. Поэтический язык образов сновидений и фантазий, чувств и переживаний непривычен для разума логически мыслящего человека большого города, живущего на огромной скорости. Но насколько он труден, настолько он и важен, потому что знание этого языка может отрыть скрытые необъятные горизонты способностей, возможностей, ресурсов, творчества, креативности и т. п.
Арт-терапия – путь к установлению отношений.
Арт-терапия – процесс осознания себя и мира.
Арт-терапия – творческий поиск.
Арт-терапия – как способ социальной адаптации.

Рисование — самый популярный метод арт-терапии. Произвольный, тематический, сюжетный, хаотический, раскраски... О мастерстве и таланте в арт-терапии речь не идет. Главное — получить огромное удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и черкания играют роль исцеления.

Песочная терапия

Часто мы не можем найти слов для объяснения своих трудностей, боли или конфликта. Мы не понимаем причины происходящего с нами, не видим решения возникших проблем. Песочная терапия может обеспечить человеку возможность представить в образах то, что происходит в его внутреннем или внешнем мире. То есть образы становятся языком, посредством которого мы можем сообщить тот или иной бессознательный материал психологу и себе. Как и в художественной терапии, визуальная форма минует вербальный канал взаимодействия и, таким образом, обходит защиту. Другое преимущество песочной терапии состоит в том, что она позволяет нам воссоздавать в песке различные аспекты проблемы, используя символические объекты, которыми можно манипулировать и которые можно легко изменять. Этот процесс игры «продвигает» человека от ощущения «пострадавшего» к тому, чтобы он чувствовал себя «создателем» своей жизни. Строя картину из песка, человек переносит на песочный «лист» ландшафт внутреннего мира и «диспозицию» в нем на данный момент. Разыгрывая на песке разнообразные сюжеты, человек приобретает бесценный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций. Ребенок выражает на песке то, что спонтанно возникает в течение занятия. В процессе работы, ребенок может смешивать песок с водой, если ему необходимо сформировать холмы, горы, или создать различные влажные ландшафты, например, болото. Кроме того, в работе используется множество миниатюрных фигур людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов, религиозных символов, и еще много другого. Такое множество фигур и материалов необходимо для того, чтобы дать ребенку стимул создавать собственный мир. Песок - необыкновенно приятный материал когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде. Мы можем также переносить песок, создавать тонкие формы, ветер и песок в совокупности вызывают образы пустыни. Смешанный с водой, песок становится более темным и приобретает качества земли. Песок становится устойчивым и ему можно придать форму. Так мы можем создавать ландшафты или трехмерные структуры всех видов. Можно сказать, что ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир. Ребенок не может рассказать нам о своих сложностях как взрослый, но он может сделать это при помощи песочных картин.

Таким образом, сначала внутренняя реальность переносится вовне – на песочный лист, потом песочный опыт переносится обратно во внутренний мир, где перерабатывается бессознательным, и уже в виде некоторых моделей переносится на реальное поведение человека, и так далее. Обсуждая песочную терапию, с одной стороны, мы имеем дело с прекрасной развивающей средой. С другой стороны, мы работаем с явлением переноса, проекции внутреннего мира.

Сказкотерапия

Сказки существовали всегда. Наверное, как только человек научился говорить, он стал придумывать и рассказывать своим детям волшебные истории о подвигах, приключениях, тайнах, красавицах и чудовищах. Многие сказки передавались из уст в уста сотни лет - они стали народными. А другие - были навечно забыты. Сказки давно привлекали внимание поэтов и философов, а относительно недавно, сказками заинтересовалась психология. Так возникла сказкотерапия - психологическая техника работы со сказками и фантастическими историями. Сказкотерапия - это форма познания и лечения души, как и любая другая психотерапия. Сказкотерапия исследует сказки как форму существования и проявления психических процессов и создает сказки, благотворно влияющие на психику. Сказкотерапия концентрирует свое внимание на сюжетности психических процессов, то есть на происходящих с душою историях. Эти истории архетипичны, то есть, универсальны для людей любых культур и времен. Сказкотерапия исходит из того, что бессознательное развивается и проявляет себя по определенным схемам, количество возможных вариантов которых довольно ограничено и познаваемо. Такие схемы передаются от матери к ребенку в форме сказок. И именно с помощью сказок удобнее всего изучать архетипы - ведь многие сказки разных народов по своей сути очень схожи. В этом смысле сказкотерапия является формой глубинной психотерапии, хотя по своей доступности и универсальности она вполне применима для задач поверхностных и текущих. Сказкотерапия, по сути, является самым старым психологическим и педагогическим методом влияния на детей. Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков с молоком матери. Сегодня мы соотносим с этим термин - сказкотерапия. Сказкотерапия - это способ передачи знаний о духовном пути души и социальной реализации человека - такое дословное значение даёт психология. Многие думают, что сказкотерапия применяется только в работе с детьми. Да, это так. Однако возрастной диапазон, охватываемый сказкотерапией, не ограничен - рассказывать, слушать и придумывать сказки могут не только дети, но и взрослые, и даже старики. Сказкотерапию ассоциируется с детским методом потому, что она обращена к чистому и восприимчивому детскому началу каждого человека.