Дети и деньги

Одна из тем, вызывающих много  сомнений и тревог у родителей – это «дети и деньги». Предлагаю сегодня обсудить наиболее часто поступающие вопросы от родителей. Итак…
Отвечает тренер –психолог JLIDER.RU Светлана Забродина

С какого возраста давать деньги детям?
Есть разные мнения на этот счет: одни считают, что начинать следует с 6-7 лет, другие  - с 10-12. Если следовать логике, то у ребенка деньги должны появиться тогда, когда он становится самостоятельным: ходит сам в школу, секцию, гуляет с друзьями. Тогда же у него появляются и первые самостоятельные расходы.

Как выдавать?
Прежде чем давать ребенку деньги, стоит оговорить определенные условия: когда, в каком размере, при каких обстоятельствах, на что можно тратить. Оптимальный вариант: деньги выдаются раз в неделю, в фиксированной сумме, оговаривается, на какие расходы предназначаются эти суммы (школьные принадлежности, сладости, развлечения или что-то другое), а какие траты полностью исключаются (на алкоголь, сигареты и т. п.). При этом, обе стороны, родители и дети,  выполняют договор. Если вы нарушаете условия – не даете деньги по каким то причинам, уменьшаете сумму и т.п., то и ребенок может нарушать договор – тратить на то, что запрещено, просить дополнительную сумму.

Как контролировать расходы ребенка?
У внимательных родителей есть возможность ненавязчиво проследить, куда исчезают выданные суммы. Требовать же полных финансовых отчетов не стоит, особенно от подростка. При строгом контроле за тратами теряется сам смысл обладания карманными деньгами. Так ребенок никогда не научится самостоятельно ими распоряжаться, не говоря уж о том, что не получит никакого удовольствия. Вмешиваться необходимо, только если вы твердо уверены, что деньги тратятся на недостойные цели. 

Стоит ли платить за хорошие оценки или помощь по дому?
Поощрять хорошую учебу деньгами - скорее бессмысленно. Исследования показали, что дети, которым за хорошую учебу доплачивали, имеют практически те же результаты, что и дети, которые учились без денежных подкреплений. Оплачивая хорошие оценки, вы стимулируете процесс обучения извне, тогда как только наличие внутренней мотивации позволит ребенку быть успешным. И еще – вы сами невольно даете ребенку возможность манипулировать вами: нет денег – не буду учиться (опять внешний стимул, а не внутренняя мотивация). Вполне возможен и уместен вариант денежного вознаграждения по результатам окончания четверти или учебного года, победы в олимпиаде.  За постоянные обязанности по дому также платить деньги - нельзя: это наша общая жизнь, каждый член семьи вносит свой вклад в домашнее хозяйство. Маме же никто не платит, за то, что она готовит всем завтрак или гладит белье для всей семьи. В противном случае, когда вы обратитесь за реальной помощью, можете услышать «сколько заплатишь?» и обижаться будет не на кого, кроме нас самих.  При этом можно оплатить серьезные работы, которые обычно дети не делают: строительство дома, ремонт квартиры, освоение дачного участка и для выполнения которых вы готовы были вызвать мастера. Тем более, если вы подчеркнете, что главное в этом случае - не денежное вознаграждение, а то, что он освоил новую и сложную работу.

Можно ли отказывать в выдаче денег в качестве наказания?
Что касается наказаний, то полностью лишать ребенка или подростка карманных денег не рекомендуется. Уменьшить обычную сумму допустимо - в зависимости от серьезности проступка.

Как поступить, если ребенок потратил все деньги сразу и просит еще?
Многие дети, получив деньги, тратят все немедленно. Тем не менее,  когда вы слышите просьбу выдать дополнительную сумму, всегда нужно выяснить, на что ребенок собирается ее потратить. При этом он должен чувствовать возможность довериться вам и не быть униженным, высмеянным или наказанным в случае траты денег на ерунду (по вашему мнению). Если понятно, что деньги потрачены на ерунду или просто потеряны, не стоит возмещать ему потерю, пусть дожидается срока новой выплаты. Таким образом вы показываете собственное уважительное отношение к заработанным вами деньгам и даете урок финансового планирования ребенку. Если же повод серьезный, то решение за вами.
Полезно ли ребёнку на что-то копить?
Да! Здорово приобрести для ребёнка копилку, потому что у каждого из нас есть определённая мечта, так почему бы не собрать на неё денег? Это хороший повод научить своё чадо обращаться с рублями и копейками. Можно даже купить сразу две копилки: в одну складываются средства на мечту, в другую — то, что можно потратить, как только захочется — на конфетки, плюшки, шарики. Существование копилок — это обучение процессу удержания. Знаете, есть люди, которые в принципе не умеют обращаться с деньгами, тратят их за несколько секунд, стоит им только появиться у них в руках. Это те взрослые, которые, будучи детьми, не научились копить.
Стоит ли в каких-то затруднительных обстоятельствах привлекать личные средства ребенка в бюджет семьи?
Это вполне возможно, более того, это поможет ребенку ощутить свою сопричастность к решению общей проблемы, свою необходимость. Естественно, потом детские деньги должны быть возвращены.

Собственные деньги – ценный опыт самостоятельности, способствующий постепенному пониманию ребенком своих возможностей и эффективному планированию расходов, формирующий финансовую грамотность.
Если в статье были озвучены не все волнующие вас вопросы, можно продолжить обсуждение на индивидуальной консультации.
Здоровья вам, успехов и финансового благополучия!


Рекомендуем программы на лето:

Выбор! Профессия! Успех!
Ангелы Да Винчи, Италия
Дары Байкала