ЕСЛИ МАМА ЗАНЯТА…

Сегодня сочетание «мама-бизнесвумен» или «мама – начальник» уже никого не удивляет. Но перед такой мамой часто встает трудный вопрос - как, будучи занятой на работе, не «запустить» воспитание собственного ребенка Сегодня эту проблему помогают разрешить центры альтернативного образования для детей.

Спрос рождает предложение

По словам специалистов, сегодня рынок альтернативных образовательных услуг для детей разных возрастов развивается очень динамично, если не сказать - стремительно. Как отмечает директор «Школы лидерства» Вера Голенкова, почти каждый месяц появляются различные объявления о том, что в Екатеринбургепоявился очередной центр по работе с детьми

…Одна из самых важных причин такого «всплеска» – увеличение занятости родителей, в частности, матерей, которые сегодня отнюдь не собираются с рождением ребенка ставить крест на своей карьере или собственном бизнесе. Не имея возможности уделять должное внимание развитию ребенка, понимая, чем это может обернуться в дальнейшем, многие «мамы-боссы» пытаются выйти из положения, обратившись за помощью в специальные центры. Последние, улавливая конъюнктуру, охотно идут навстречу пожеланиям клиентов - например, существенно понижают возраст учеников. Сегодня в большинстве крупных и известных центров (например, в школе «Согласие») активно внедряются программы для будущих мам и детей в возрасте до года, а программы для детей от трех лет встречаются даже в тех учреждениях, которые изначально были ориентированы на другую возрастную категорию.

Что касается популярности видов альтернативных программ, то сегодняподобные школы и центры постепенно отходят от жесткого следования тому или иному направлению – только психологические или только развивающие программы. Большинство «продвинутых» учреждений внедряют и предлагают как образовательные, так и развивающие, и психокорректирующие программы.

Найдите десять отличий!

Изобилие центров альтернативного образования порождает неизбежный вопрос – а каковы коренные отличия таких центров от привычных детских садиков и школ Ведь не секрет, что сегодня и государственные садики, и школы охотно применяютсовременные образовательные, а часто и развивающие, и корректирующие методики.

…Если речь идет о программах для подростков (особенно это касается программ по профессиональному ориентированию), то в них тщательно проработана практическая часть – занятия ведут преподаватели-практики, а затем создается максимум возможностей для того, чтобы попробовать себя в той или иной профессии.

«У нашего центра существует «фишка»– в любой программе есть практика, - рассказывает Вера Голенкова. – Например, школьники и даже студенты реально пробуют себя в разных специальностях – издательское дело, шоу-менеджмент, журналистика».

Специалисты подчеркивают, что одним из кардинальных отличий является подход к обучению и развитию. В традиционных детских садах и школах основное внимание уделяется развитию интеллекта и прикладных навыков (чтение, счет, письмо, иностранные языки) преимущественно в массовом порядке, а альтернативные центры делают акцент на раскрытие индивидуального потенциала ребенка и формированию эмоционально-волевой сферы.

…Кроме того, существенным отличием и несомненным преимуществом альтернативных центров можно считать возможность занять ребенка на полный рабочий день – потому что в некоторых таких садиках и школах под одной крышей часто находится целый комплекс разнообразных кружков секций, что весьма удобнои ребенку, и работающей маме

…То есть, по сути, ребенок получаетполноценноеобразование, воспитание и развитие в одном месте, на одной площадке.

Также следует учесть одну небольшую, но важную деталь многие программы ориентированы не на ребенка отдельно, а на семью в целом – то есть, участие в занятиях родителей приветствуется, а кое-где и прямо предполагается, чего в «обычных» детских учреждениях чаще всего нет. Но, с другой стороны, как же совместить это с тем фактом, что «мама занята» …Действительно, полтора часа – немного даже для очень занятого человека, но, как уверяют преподаватели и психологи, жалеть о потраченном времени «маме-боссу» не придется на занятии идет удивительно наполненное и насыщенное общение, в процессе которого и родитель, и ребенок узнают друг о друге что-то новое. В эти полтора часа общение получается качественно другое, нежели те же полтора часа дома -они очень много всего успевают вместе сделать и попробовать.

Проблемы альтернативного образования

Тем не менее, даже в такой, казалось бы, благодатной и креативной сфере, как альтернативное детское образование, существуют определенные трудности. …Отсюда возникает еще одна проблема из-за высоких цен большое количество детей и родителей не могут воспользоваться этими услугами, хотя и понимают их необходимость – поэтому основными потребителями услуг альтернативных образовательных центров сегодня остаются представители верхнего сегмента «среднего класса» и выше. Это, в свою очередь, существенно влияет на содержание иобщую адаптацию программ. Впрочем, как считает Вера Голенкова, это проблемаскорее не образовательных учреждений, а общества в целом.

Не менее остро стоит и вопрос о недостаточной квалификации подростковых психологов. «Поскольку центров открывается очень много, и соответственно, предлагается множество курсов психологии – это приводит к некоторой поверхностности, а общение с детьми ни в коем случае не должно быть формальным. Поэтому мы следим, чтобы в наш центр попадали специалисты действительно высокого уровня, со специализацией по нескольким направлениям», - говорит Вера Голенкова.

Еще одна проблема, но тоже более социальная, нежели образовательная - это психологическая неготовность даже вполне состоятельных родителей платить «за игры». …Тем не менее, постепенно мы преодолеваем это предубеждение среди «родителей-боссов» все чаще появляются люди, которые с энтузиазмом готовы не только учить и «альтернативно образовывать» своего ребенка, но и учиться вместе с ним. При этом они прекрасно понимают, что игра – это один из образовательных инструментов, а интересное и качественное образование стоит того, чтобы его оплачивать.

Статья опубликована в журнале Услуги для бизнеса и дома май 2006