Групповая динамика

Что происходит за тренинговой дверью

Недавно я заметила такую картину в одной из аудиторий заканчивался тренинг у ребят, а родители пришли пораньше и с огромным интересом слушали, что же происходит там на тренинге. Ребята, то смеялись, то что-то серьезно обсуждали, то вообще настала тишина. Что же там происходит Как там проявляет себя мой ребенок Почему после одного занятия выходит серьезный, а после другого веселый Какие задания предлагают ребятам

Практически все родители отмечают, что ребята после занятий очень мало что рассказывают, просто говорят, что было интересно и что им все нравится. Иногда случается, что ребята выходят обиженные или даже рассерженные. И вот здесь очень важно поддержать ребенка, но при этом не решать проблему за него. Так как тренинг - это маленькая лаборатория жизни, где ребята проживают сложности и трудности, решают конфликты, учатся самим добиваться успеха, отстаивать свое мнение. Каждое занятие проводит опытный психолог, но то, что ребенок сегодня вышел рассерженный, это не значит, что занятие было плохо организованно или прошло плохо, скорее всего, подростку важно побыть в этом состоянии и самому научиться справиться с какой-то ситуацией, приобрести новый опыт, новую модель поведения. Буквально на следующем занятии ребенок попробует что-то изменить и увидит к каким интересным результатам приводит его активность.

 «Зачем мы много играем»

Тренинговой группе для эффективной работы всегда необходим некоторый разогрев, создание мотивации изменений. Иногда для разогрева группе достаточно нескольких часов, иногда этому требуется посвятить весь первый день занятий. Это связанно с подготовкой  участников группы к непривычным и необычным способам работы, к повышению интереса, мотивации и снятию напряжения.

На занятии используются подвижные и активные игры. Чаще всего именно про них ребята говорят «Мы на тренинге играли!», вызывая тем самым удивление у родителей. Каждое упражнение сопровождается индивидуальной и групповой обратной связью.

«Из-за чего возникают ссоры»

Практически все группы, которые нам довелось вести, проходили этап конфликтов и недовольства. Но каждая группа успешно преодолевала его.

 Кризис группового развития вызывается внутренним протестом против необходимости увидеть свой новый психологический портрет, пересмотреть свое самоотношение и свои поведенческие паттерны, противоречием между тем как я вижу себя, и каким меня видят другие, также вполне понятным страхом открыться перед другими участниками группы и ведущими.

На этом этапе важно преодолеть трудные моменты и тогда наступает следующий важный этап - понимание нового!

«Важные открытия ребят»

Ребята на этом этапе уже больше доверяют группе и начинают более ярко раскрываться, больше говорить о себе, могут взять на себя организующую функцию и при поддержке ведущего попробовать себя в различных ролях. Благодаря наблюдению за другими ребятами, сравнению разных точек зрения, работы в малых группах и во всей команде происходят новые открытия.

Также в связи с высказываниями ребята начинают осознавать и оценивать альтернативы нежелательному поведению и рост собственных личностных возможностей в связи с отказом от нежелательного поведения.

«Как ребята могут посмотреть на себя другими глазами»

У участников появляется тенденция к осмыслению влияния собственного нежелательного поведения на непосредственное социальное окружение (семью, школу, улицу) и к переоценке собственной личности. На этой стадии в процессе выполнения различных психологических техник, деловых игр, анализа и проигрывания реальных жизненных ситуаций ребята все более ощущает собственную независимость и способность изменить свою жизнь в чем-то важном, принципиальном. Выбор и принятие решения действовать - основной результат этой стадии.

«Что поможет закрепить позитивный результат тренинга»

 Участники группы апробируют новые способы поведения, опирающиеся на изменившееся представление о себе. В группе они могут обсудить свои трудности, проблемы, получить открытое и доверительное сочувствие, понимание, помощь, поощрение за осуществление изменении в поведении.

Здесь применяются разнообразные творческие задания, рассчитанные на совместную деятельность участников. Успешное выполнение заданий в еще большей степени способствует сплочению группы и в то же время создает чувство собственной самореализации при осуществлении личного вклада в общую работу.