Играем вместе

Что больше всего любит делать Ваш ребенок Чем он чаще всего занят Он играет. Интересы, увлечения у ребят бывают самые разные. Кто-то любит рассматривать дома, когда возвращается с мамой из садика. А кто-то интересуется машинами, радостно называет марку проезжающего автомобиля. Интересов у детей множество. Но, чем бы ни увлекался Ваш малыш, это всегда проявляется в его игре.

На сегодняшний день развитию, воспитанию детей уделяется много внимания. Родители более осознанно подходят к этим вопросам. И все же нередко слышишь высказывания «Что ты все время играешь, лучше бы мне помог!», «Займись более серьезным делом!», «Лучше бы ты буквы выучила!». Игра видится как отвлекающая от каких-то других «серьезных» дел. Как возможность отдохнуть, как что-то незначимое.

Какова же роль игры в развитии ребенка Попытаемся встать на место малыша. Как Взрослые многое умеют, многое знают. Мир им не кажется большим. А каким видит этот мир ребенок Для него он огромен. Вокруг все большое – дома, деревья, другие люди. И родители тоже, хоть и самые близкие, но какие большие! Одному в этом огромном пространстве оставаться совсем не хочется. Надо его познать, познакомиться с ним, сделать своим. Осуществить это и позволяет ребенку игра.

На протяжении всего дошкольного детства игра – это не единственное, чем занят малыш. Но именно она в этот период очень важна для развития личности ребенка. По мере развития ребенка, меняются виды, характер игры.

Для детей раннего возраста игра и познание окружающего мира начинается с предметов. Тот или иной предмет попадает в поле зрения малыша. Ребенок его воспринимает. Может осуществлять с ним различные манипуляции берет его, трогает, кидает, пытается удержать, что-то построить из него или взять еще один предмет. Так малыш начинает взаимодействовать с ними. Сначала это действия с самим предметом. Затем интерес к предмету как таковому ослабевает. И ребенок уже начинает играть, например, не с самим кубиком, а использует его, чтобы построить стену. То есть предмет становится средством для создания, изобретения чего-то нового.

На этом этапе у детей происходит развитие восприятия, идет формирование сенсорных эталонов – представления ребенка о форме, цвете, размере. Эти представления формируются при взаимодействии ребенка с предметами. В этом процессе важна роль взрослого как «проводника» в этот еще не освоенный мир. Находясь рядом с ребенком, Вы можете проговаривать, называть предметы, с которыми ребенок взаимодействует, их качества. Например «Это зеленая машинка», «Это круглый мяч», «Синий кубик» и т.д. Затем к называнию предметов можно добавить обращение к ребенку «Принеси мне, пожалуйста, красный мяч», «Дай мне желтый кубик».

Ребенок осваивает вес предметов, звучание, их свойства – сыпучий, твердый, жидкий, температуру – теплый, холодный. Пробует предметы на ощупь. Здесь Ваше участие также значимо. Родитель может показывать ребенку разные действия с предметом. Например, при игре в мяч мяч можно катать, подкидывать, перекатывать. Мяч может катиться быстро или медленно, падать громко или тихо… Здесь многое зависит уже от воображения и фантазии родителя.

Позже – в возрасте 3 – 5 лет в игре появляется сюжет, и возникают роли. Это период сюжетно-ролевой игры. Малыш проигрывает различные события, ситуации, то, что ему интересно, и то, что его беспокоит. Здесь раскрываются просторы для развития воображения. А также возможность попробовать сыграть, освоить разные роли, предстать в разном качестве. Не обязательно в игре быть собой. Ребенок может изображать родителей, собирающихся на работу, героев мультфильмов и многое другое.

Проживая, демонстрируя ту или иную роль, ребенку важны Ваши реакции. Хорошо, если родитель не оставит ребенка без внимания, отразит его. При этом постарайтесь не оценивать сразу с точки зрения плохой герой или хороший. Заметьте, что ребенка привлекает в этом персонаже, какие качества героя, что он пытается отобразить. И в своих комментариях Вы можете обозначать эти качества. Например «Какой храбрый, ловкий пират», «Гномик сегодня очень внимательный».

В игре ребенок может воссоздавать что-то значимое для него, что уже произошло, и было очень приятным. К примеру, ребенок, который отдыхал с родителями на море. Вернувшись домой, он начинает играть, воссоздавая то, как все вместе ехали в поезде, как отдыхали, купались. При этом он может взять игрушки, которые будут его друзьями, решившимися поехать на море. А может попросить Вас поучаствовать в этой игре. И если, несмотря на занятость и имеющиеся дела, родитель соглашается, ему предоставляется возможность заглянуть во внутренний мир своего малыша. Понять его чувства, переживания, погрузиться вместе с ним в воображаемый мир, пережить вместе какие-то ситуации, показать в игре выход из них. Это возможность вместе прожить какое-то событие и побыть в этом вместе с ребенком.

В этом возрасте ребенок ориентирован на взаимодействие с людьми. Поэтому часто к участию в игре привлекает братьев, сестер, родителей, бабушек, дедушек, ребят со двора и детского сада. Играя, ребенок приобретает новый опыт общения и способы действия в разных ситуациях. Это может быть конфликтная ситуация, когда ребята что-то не поделили между собой. И из нее им самим надо найти выход. Игра предоставляет ребенку возможность что-то предложить, проявить свою инициативу. А также научиться договариваться между собой, сотрудничать, учитывать интересы друг друга, сопереживать.

Хотя со стороны игра видится лишь как увлекательный способ время провождения, ее роль в развитии ребенка существенна. В детских играх присутствуют определенные правила. Эти правила в каждой игре свои. И ребята их создают сами. Сами же следят за их соблюдением. Чем старше дети, чем ближе их возраст приближается к школьному (т.е. 6 – 7 лет), тем важнее для них становится выполнение правил игры. К примеру, ребенок играет роль капризной принцессы. В данный момент может девочка и не хочет капризничать. Но роль такая, и создается соответствующий образ.

К среднему, старшему дошкольному возрасту, ребята начинают получать удовольствие в игре именно от соблюдения ее правил. Собственные желания соотносятся с ролью в игре и правилами игры. Подчиняясь правилам, малыш учится контролировать себя, развивается воля. Что очень важно при дальнейшей подготовке к школе.

А что, если ребенок «только и делает, что играет», не слушается, не помогает родителям Попробуйте обратить это в игру, учитывая интерес ребенка. Ведь сюжет у игры может быть самым разным!

В развитиии ребенка на программах много внимания уделяется игровым моментам. Именно в игре ребенок проявляется, начинает мыслить и вести себя по-новому. Так называемая, игровая терапия достаточно эффективный и показательный метод пихологической  работы с детьми.

 

Текст подготовлен психологом Марией Годлевской