Информационный стресс и его профилактика

Стресс – это комплекс адаптационных реакций, возникающих в ответ на действие внешних факторов – стрессоров. Стрессовая реакция неспецифична, то есть одинакова для различных стрессоров. В широком смысле стрессором являться любое воздействие, выводящее человека из физиологического и психического равновесия.

Информация, являясь внешним фактором среды, также может выступать в качестве стрессора. Для этого она должна обладать следующими характеристиками:

·Избыточность

·Противоречивость

·Логическая несвязность

·Высокий (для индивидуального восприятия) темп предъявления

·Неактуальность (несоответствие потребностям и целям деятельности).

Для защиты от информационных стрессоров в психике активизируются механизмы, ограничивающие переработку «вредной» информации. Информация не запоминается, не осмысливается – организм экономит ресурсы, потому что они не безграничны. Если воздействие информационных стрессоров является длительным и систематическим, то могут возникать хроническое чувство усталости, напряжения, апатия, бессонница, головная боль, у детей – поведенческие нарушения. Медицинское лечение этих состояний не воздействует на причину их возникновения, а потому не всегда оказывается эффективным.

Основным источником информационных стрессов выступают средства массовой коммуникации (телевидение, интернет, реклама). В условиях современного мира с его огромными потоками информации полностью избежать воздействия информационных стрессоров очень сложно. Негативному влиянию избыточной информации особенно подвержены дети. Но обезопасить себя  и своего ребёнка от развития постоянного информационного стресса можно.

Способы профилактики информационного стресса:

Как уже говорилось, эффективнее работать с причиной информационного стресса, а не с его последствиями. В первую очередь хотелось бы обозначить избирательное отношение к воспринимаемой информации. Можно провести параллель с потреблением пищи.  Если есть всё со всем в неограниченном количестве, то пользу это принесёт сомнительную. Принцип сбалансированного питания можно применить и к информации. Реклама, развлекательные шоу и «жёлтая пресса»  –  это те самые «вредные углеводы», которые стоит употреблять дозированно.

С избирательным отношением напрямую связан осознанный подход к работе с информацией. Перед тем как включить телевизор и зайти в интернет, задайте себе вопрос: «А зачем я это делаю?»  «Что я хочу увидеть, услышать, получить?» Такого рода вопросы задают цель работы, то есть  «входной фильтр» для информации. Это поможет избежать бессмысленного переключения каналов в ожидании «того, не знаю чего», кликанья по случайным ссылкам, а, следовательно, возникновению информационной перегрузки. Важно помогать детям вырабатывать осознанное отношение к работе с информацией.

Постановка цели является первым шагом к планированию работы с информацией. Определение временных параметров работы – следующим шагом. Степень планирования зависит от сложности и важности цели.Составление всестороннего плана каждого «похода» в социальную сеть – это излишне. Но если, к примеру,вы заходите в интернет с целью поиска информации для написания доклада, то и планирование такой деятельности стоит провести более обстоятельно: составить примерную структуру работы, определиться с видом источников и т.д.

Не забывайте о том, что лучший отдых – это смена деятельности. Поэтому отдыхать от загруженности на рабочем месте, сидя часами у телевизора или компьютера, – способ малоэффективный. Пешие прогулки, занятия спортом, йога, плавание, полноценный сон важны не только для физического, но и для психоэмоционального состояния. Полезно также проводить «разгрузочные минуты» для основных каналов приёма информации: зрения и слуха. Особенно это касается детей.

В заключение хотелось бы также напомнить о хобби – деле приятном и полезном для профилактики стресса вообще и информационного стресса в частности. Занимайтесь любимым делом и будьте здоровы!

Колотовкина Ольга, тренер-психолог Международной Школы Лидерства для Молодежи