А. Вильгельм: Как правильно выбрать профессию? Ответ очень прост!

…Вы знаете, подростки на самом деле очень умные. Это родители обычно воспринимают их как детей, но на самом деле они все прекрасно понимают и про взрослых и про себя. Другое дело что со взрослыми им привычнее оставаться чадами неразумными…

Всем хочется, чтобы все в жизни складывалось успешно. Работа должна быть престижной, перспективной и конечно хорошо оплачиваемой. Ну, кто из нас не ставит себе такую установку?

Поэтому не секрет, что большинство абитуриентов выбирают самые популярные и высокооплачиваемые профессии. При этом, особо не задумываясь о том, что придется в течение длительного времени изучать дисциплины, которые совсем не по душе. Хорошую работу найти будет весьма нелегко из-за перенасыщенности кадров. А если возьмут туда «где попало», то находиться на ней будет тяжело. О каких серьезных достижениях может идти речь, когда не горишь своим делом?

Проблема проявиться еще раньше, когда одногруппники начнут, еще учась на начальных курсах, активно продвигаться по карьерной лестнице, работая в крупнейших компаниях при всем при этом без особого ущерба занятиям. А вы мало того, что в «универ» ходите редковато. Вы еще и даже не задумывались о поиске работы. А дело то все в том, что место обучения и специальность вы выбрали не верно.

Любимым делом заниматься хочется! Для него всегда найдешь время, и результат не заставит себя долго ждать. Поэтому для того, чтобы успех пришел как можно скорее, выбор профессии нужно сделать со всей ответственностью за свою дальнейшую жизнь.

А чтобы сделать его действительно осознано, необходимо заняться им всерьез. Я считаю тренинг Международной Школы Лидерства «Выбор. Профессия. Успех» одним из самых эффективных способов познания себя.

Выбор профессии - один из самых важных и ответственных, который оказывает существенное влияние на ход жизни любого человека. Хотя многие и не осознают этого. О нем журналу «Екатеринбург» рассказывает психолог-тренер Андрей Вильгельм.

Андрей, тренинг «Выбор. Профессия. Успех» призван помочь подросткам в самоопределении выборе жизненного пути. Но ведь профориентационная работа активно ведется в школах. Существует ли разница в подходах?

Разница в подходах принципиальная. Ведь как проводится профориентация в школах? Ребята либо отвечают на вопросы тестов, либо слушают рассказы о профессиях. Обычно это происходит во время уроков, и подростки воспринимают эту работу как очередную повинность, скучную обязанность. Во время занятий в Международной Школе Лидерства складывается совершенно другая ситуация. Потому что идет не столько профоринтационная работа, сколько тренинг личностного роста, где каждый участник стремится понять, кто он и на что он способен. Ребята учатся определять свои возможности и в процессе делают свой профессиональный выбор.

А способен ли он себя адекватно оценить?

Вы знаете, подростки на самом деле очень умные. Это родители обычно воспринимают их как детей, но на самом деле они все прекрасно понимают и про взрослых и про себя. Другое дело что со взрослыми им привычнее оставаться чадами неразумными. Но на тренинге я создаю такую ситуацию, когда я вроде бы и взрослый, но с ними на равных. Поэтому они учатся вести себя по взрослому.

Какова же роль тренера?

Моя задача создать для них ситуацию выбора и дать им качественную обратную связь. Все, что ребята делают, они делают сами, а моя обратная связь подталкивает их к осознанию собственных возможностей. Они начинают задумываться, есть у них лидерские задатки или нет, к чему они более склонны – к общению с людьми, творчеству и т.д. Я не стремлюсь к тому, чтобы по завершению тренинга участники говорили: я буду врачом, инженером, бизнесменом. Гораздо важнее, чтобы ребята определили некий круг занятий, к которым у них склонности и интерес. Тем более что подростки приходят уже с каким-то списком предпочтений, у них есть некие мысли, они примерно знают, куда их тянет на тренинге, они экспериментируют и получают более четкую картину своих пристрастий и возможностей.

На ребят, какого возраста рассчитан тренинг самоопределения? Когда нужно начинать эту работу?

Проблемы выбора жизненного пути, осознания собственного предназначения, встают перед человеком лет в 14-15. Вот в этом возрасте и стоит начинать работу по профессиональной ориентации. Раньше это делать бессмысленно – ребенок еще не готов, а если проблема самоопределения не заботит молодого человека лет до 17-20, это является проявлением инфантилизма. Именно 14-16 лет – самый подходящий возраст, когда подросток может многое про себя понять.

Как проходит тренинг?

Программа длится три месяца: мы занимаемся один раз в неделю по 4 часа. Занятия проходят в форме интерактивных упражнений в самых разных техниках, но чего на них нет, так это лекций и нравоучений.

Вообще, какова роль родителей в процессе самоопределения ребенка?

Они в первую очередь должны помнить, что это Самоопределение. Это значит, что ребенок должен выбирать свой путь сам. Умные родители сделают, так чтобы их роль была незаметна, хотя присутствовать она должна всегда.

Помогает ли тренинг избежать каких-то ошибок в процессе выбора жизненного пути?

Так или иначе, большинство людей выбирают путь в жизни самостоятельно, без всяких тренингов. Но тренинг позволяет сделать это быстрее, интенсивнее. Я не скажу, что тренинг жизненно необходим, но я жалею, что, когда был подростком, таких занятий не было. Я вижу, как это полезно. Тренинг позволяет в очень короткий временной промежуток пережить много ролей. В обычной жизни на это требуется гораздо больше времени. Кроме того, мой тренинг нацеливает ребят не только на выбор профессии, я учу их делать выбор и в других вопросах. И это очень полезное умение. Ведь каждый правильно сделанный выбор – это шаг на пути к успеху.

Тренер Вильгельм Андрей Владимирович

 

Я выбираю успех! Выбор. Профессия. Самоопределение! | 14-17 лет