Как вырастить успешного человека? Часть №1: природа проактивной личности

Только находясь в активном, позитивном или сложном процессе, даже разочаровываясь, ребенок учится новому, познает мир и себя. 

Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок был самостоятельным, коммуникабельным, любознательным. В чем же источник тех заветных качеств «успешности»?

Потребность в достижении успешности начинает формироваться к 3-хлетнему возрасту при наличии внешних условий открытости в освоении мира, принятии ребенка со стороны родителей и других значимых взрослых, поддержании в победах и поражениях.

Важно позволить ребенку быть самим собой, делать свой выбор, проживать свои эмоции, победы и поражения. Многие дети боятся принимать даже самые незначительные решения из-за страха сделать что-то неправильно (мотивация избегания неудачи).

Американский детский психотерапевт Вайолет Окландер, известная по созданию собственного психотерапевтического подхода для работы с детьми и подростками с использованием методов гештальт-терапии и игровой психотерапии, в своей книге «Скрытые сокровища: путеводитель по внутреннему миру ребенка» пишет:

«Я стараюсь как можно чаще и даже по самым безобидным вопросам ставить ребенка перед выбором: Ты хочешь сидеть на диване или за столом? Лист какого размера тебе дать? Что ты сегодня хочешь делать?». И необходимо терпеливо ждать, когда ребенок сделает свой выбор, попробует новую деятельность, возьмет ответственность на себя. Позволит себе действовать, выражать себя. Именно поэтому родителям, особенно матери или человеку, который ее замещает, необходимо развивать чувствительность по отношению к своему ребенку и  быть с ним в контакте, понимать его здесь и сейчас.

Кроме того, для развития личности ребенка, его обучения, а в дальнейшем и самообучения нужно учитывать потребности и мотивы, возникающие по мере взросления. Нужно создавать развивающую среду, соответствующую этапу развития ребенка. В своей работе «Мотивация и личность» Абрахам Маслоу предположил, что все потребности человека врожденные, и что они организованы в 7-миуровневую иерархическую систему приоритета или доминирования.

По его мнению, потребности одного типа должны быть удовлетворены полностью, прежде чем другая потребность более высокого уровня, проявится и станет действующей.

 

Без удовлетворения физиологических потребностей, потребности в безопасности (безусловное принятие родителями, близкий эмоциональный и физический контакт с матерью, особенно до 3-х лет), не происходит даже сепарация (отделение) от матери. Не говоря уже о формировании познавательной потребности по изучению и освоению окружающего мира. Соответственно развитие ребенка надо начинать с удовлетворения базовых (основных) потребностей, без которых невозможно формирование мотивации достижения успеха.

Какие качества определяют проактивную личность:

  • Целеустремленность
  • Креативность
  • Эффективное взаимодействие
  • Интуиция
  • Уверенность в себе
  • Ответственность
  • Воля
  • Познавательная активность.

В каждом возрастном периоде эти качества можно развивать. Следите за нашими новостями – поделимся простыми упражнениями и игровыми практиками для занятия ребенок+родитель, а также для игр с большим количеством учпстников.

Эти и другие инструменты мы отрабатываем на наших выездных мероприятиях. Смена обстановки и привычного окружения в сочетании с увлекательным отдыхом – идеальная возможность развить новые качества, креативное, проактивное, предпринимательское мышление. Научиться работать в команде, создавать собственные проекты.

Одна из таких программ «АРХИТЕКТУРНЫЕ ДЖУНГЛИ», стартует уже в июне на Челябинских озерах, в экологически чистом месте с особенной атмосферой.

 

Подготовлено по материалам книги «Как вырастить успешного человека?», составленной психологами и тренерами международной школы лидерства для молодежи JLIDER.

 


Узнавай больше! Используй свои бонусы!