Классификация школьных проблем и возможных причин их возникновения.

Особенности познавательной сферы.

 Проблемы

- низкий уровень произвольности познавательного процесса,

 - низкий уровень развития мышления,

 - несформированность важных учебных умственных действий.

Возможные причины

 - умственная отсталость,

 - задержка  психического развития (или снижение отдельных функций),

 -психофизический инфантилизм (стиль семейного воспитания, особенности  социально-педагогической  среды  на фоне церебральной недостаточности).

 - высокая тревожность, вызванная нарушением общения или семейными проблемами,

 - низкий уровень учебной мотивации  (несформированность мотивации или определенная причина).

Проблема низкий уровень речевого развития.

Возможные причины

 I – объективно обусловленные причины

 - умственная отсталость,

 - ЗПР или снижение отдельных функций,

 - психофизический инфантилизм.

 II - причины защитной обусловленности

 - высокая тревожность,

 - низкий уровень учебной мотивации,

 - специфическая логопедическая проблема,

 - условия развития (общение в семье).

Проблема низкий уровень развития тонкой моторики.

Возможные причины - объективная обусловленность

 - специфические нейрологические проблемы,

 - леворукость,

 - психофизический инфантилизм.

Проблема низкий  темп  умственной  деятельности и низкая работоспособность.

Возможные причины

 I - объективно обусловленные причины

 - особенности  нервной  системы  (инертный или слабый тип нервной системы),

 - астенизация нервной системы, обусловленная объективными причинами (генетического или онтогенетического характера, условиями жизни и деятельности, конкретными событиями),

 - физическая ослабленность на фоне болезни,

 II – причины защитной  обусловленности

 - высокая личностная или школьная тревожность,

 - нарушение общения в школе,

 - стиль семейного воспитания (например, гиперпротекция),

 - негативный фон внутрисемейных отношений.

Проблема нарушения общения со сверстниками и  педагогами (агрессия).

 Возможные причины

 - агрессивность  как  сформировавшаяся черта личности ребенка (может быть следствием семейных  установок,  особенностей подростковой  группы,  отражением клинических проблем - церебральная недостаточность),

 - агрессивность  защитного  характера как проявление тревожности, неуверенности в принятии ребенка,

 - агрессия  как следствие неумения общаться как из-за условий жизни, так и как проявление аутизма,

 - агрессивность  как  отражение непринятия нестандартного ребенка.

Проблема нарушения общения со сверстниками (замкнутость, избегание контактов).

Возможные причины

 - объективно-обусловленные особенности общения, связанные с особенностями развития (интеллектуализм, аутизм),

 - особенности защитной психологичесской природы,  связанные с высокой тревожностью (ориентация на избегание неудачи),

 -  замкнутость  как  следствие низкого уровня сформированности общения социально-педагогической природы.

Проблема негативистическая демонстративность.

Возможные причины

 - отсутствие адекватных форм  реализации  потребности  во внимании и признании (стиль семейного воспитания),

 - непризнанная одаренность, нестандартность ребенка,

 - высокая личностная тревожность,

 - демонстрация подростковой независимости.

Проблема чрезмерная конформность,  демонстративная лояльность.

Возможные причины

 - высокая  личностная  тревожность  (компенсация  семейных проблем),

 - эмоциональная  личностная  инфантильность  (гиперопека, церебральная недостаточность).

Проблема двигательная расторможенность,  низкий  уровень контроля  за своим поведением и эмоциональными реакциями.

Возможные причины

 - особенности нервной системы, высокая одаренность,

 - особенности поведения защитной природы на фоне  нарушений общения,

 - избалованность.

Проблема депрессивность и астенизация ребенка.

Возможные причины

 - низкая энергетика,  усталость, особенности нервной системы (как провоцирующий фактор),

 - депрессивное поведение защитной психологической  природы тревожность, недостаток внимания, потеря интереса к учебе,

 - общая  замедленность действий психофизиологической природы.

Проблема расторможенность влечений.

Возможные причины

 - патологические нарушения психологии ребенка,

 - особенности жизни (семья),

 - защитная природа  негативная демонстрация -  общение со значимыми взрослыми и сверстниками.

Проблема невротические симптомы (пассивность,  нарушения речи, навязчивые движения, боли, энурез).

Возможные причины

 - проявление ранее существовавших нарушений,

 - высокая  тревожность как проявление серьезных нарушений в отношениях со значимыми взрослыми,

 - высокая тревожность как черта личности.

 

 А.В. Потапова, Нартова-Бочавер С.К..

 Детская психологическая служба. Курс лекций.Часть II

 – М.;МОСУ.2001.,122 стр.