Креативность и развитие ребенка

Креативность – это возможность творить, создавать что-то новое, нестандартно решать проблемы. Это проявляется в разных сферах жизни, не только в науке и искусстве, но в общении, обучении, планировании времени, быту. Поэтому мы можем развивать креативность в одной сфере, а проявляться она будет и в других областях (именно эту возможность мы используем в психологическом тренинге).

Известно, что именно креативность (а не школьные успехи, уровень образования, здоровье и т.п.) связана с успешностью взрослого человека. В школе большинство задач имеют чткие условия, единственно правильный ответ и чткую схему решения. Такие задачи, к сожалению, не направлены на развитие творческого мышления, поэтому развитию креативности следует уделить особое внимание.

В детстве развитие креативности связано, скорее, с поддержанием природной «творческости». Пусть ребнок проявляет свою незаурядность в придумывании подарков родным и близким, украшении своей тарелки с едой, декорировании своей комнаты. Важно, чтобы у ребнка было «творческое поле» - место, где он сможет воплотить свои фантазии в реальность, где не надо постоянно соблюдать чистоту, порядок, разнообразные условности. Ребнок, которого стараются воспитать аккуратным и послушным, часто может слышать «не пачкай», «не ломай», «не ври»… Ребнок не ломает игрушки – он изучает их устройство (развитие технического мышления) и пытается как-то изменить их (творческое мышление); он не врт – он старается увидеть ситуацию с другой точки зрения, ввести в не новых персонажей, придумать новый мир; он не пачкает – он практикуется в использовании разных технических примов художественного творчества, получает новую для себя информацию (как окрасится ковр, если провести по нему пальцем с краской)! С этой точки зрения все «шалости» ребнка являются важными этапами в развитии его личности в целом и креативности в частности.

Существует много путей и технологий развития креативности. В целом можно выделить следующие способы

Делайте мыслительные упражнения! Овладение различными техниками решения задач, решение разнообразных задачек и загадок, требующих не правильного, а необычного, смешного ответа;

Долой границы! Большинство техник связано с некритичным подходом к делу, отсутствием ограничений, отключением критического мышления. В наших решениях часто присутствует «НО» (не хватает времени, поддержки, исходных данных и т.д.). Это сразу ограничивает количество возможных вариантов решения, а они могут понадобиться все! Поэтому при  генерировании идей на начальном этапе важно соблюсти некритичность, принятие всех идей, а уже потом подвергнуть их критическому анализу;

Устанавливайте связи! Между разными предметами, на первый взгляд не связанными между собой. Например, как связаны кресло и комета Это помогает выйти за пределы логически-установленных закономерностей;

Заполняйте голову информацией! Творческое решение приходит из бессознательного, но там, в подсознании, должна быть информация, которая используется в творческом решении. Поэтому «загрузите» голову информацией и на время отложите решение, периодически возвращайтесь к своей цели, пересматривайте записи, и решение придт «само»;

Да здравствует неоднозначность! Смотрите на ситуации с разных точек зрения, позиция «правильности» часто ограничивает наши возможности м возможности детей. Поощряйте желание своих детей самим оценить ситуацию или поступок, разбирайте с ними все варианты. Вместе вы найдте решение, которого не ожидали!

 

Юлия Лебедева, психолог.