Мальчики и девочки: опасения родителей.

Запрос от мамы: моя дочка учится в шестом классе, она совсем еще маленькая девочка. А в школе нашей девятиклассница родила в каникулы. Я беспокоюсь – надо ли говорить с дочкой … (подбирает слова) ну, про … это? Если надо, то как? А может и не стоит?

Отвечает тренер–психолог JLIDER.RU Светлана Забродина

Опасения мамы понятны и обоснованы. С одной стороны – в школе нет предмета, где бы преподавали культуру взаимоотношений между полами, а значит, у самих взрослых нет четкой позиции по данному вопросу, с другой – у детей явно есть интерес к этой теме, а если есть интерес, то его нужно удовлетворять и удовлетворять правильно, иначе дети сами найдут и возьмут информацию, которой вокруг огромное и неконтролируемое количество.  Так перед родителями встает масса вопросов: когда начинать разговор? Как дозировать информацию? Что конкретно стоит говорить, а о чем надо умолчать? И далее, и далее.  

Начнем с определения. Половое воспитание - это воспитание отношений человека одного пола к другому и связанных с этим тончайших и сложных навыков поведения и самоконтроля.

Когда должно начинаться половое воспитание? Каким образом должно быть организовано? Преподнесение детям в допустимом контексте сведений о половой жизни необходимо начинать как можно ранее. Дети очень любознательны. И рано или поздно, у них возникают вопросы, типа: «Откуда я взялся?» Родителям дошкольников нужно быть готовыми к такому вопросу, не пугаться и не игнорировать. Что же ответить и как?

Только правду или, точнее, часть правды. Такую ее часть и в такой форме, которая доступна данному возрасту. Нельзя дать точных рецептов: в этом возрасте говорить то-то и то-то, а в этом то-то и то-то. Одному ребенку следует рассказать более подробно, а другому, этого же возраста, дать более сжатый ответ. Важно понять, откуда появился вопрос ребенка, был ли он ситуативным, случайным он возник как результат навязчивого, неотступного интереса. Но в любом случае самым разумным будет спокойное, вполне деловое и серьезное объяснение в форме и объеме, доступном данному возрасту.

Многих родителей подобные вопросы ставят в тупик, а то и вообще пугают. И родители начинают, оказавшись не готовыми к разговору, спешно придумывать объяснения:  «в магазине купили», «аист принес», «на огороде нашли» и т. п. Некоторые же из родителей отвечают: «Маленький еще, вырастешь – узнаешь!». Подобные ответы не только не гасят интереса к этому вопросу, но, наоборот, служат определенным катализатором, подогревающим такой интерес. Когда родители что-то запрещают, это почти всегда вызывает повышенный интерес.

Вообще опыт показывает, что с большим успехом проблема полового просвещения решается тогда, когда исподволь, систематически, незаметно для себя дети получают некоторые необходимые знания по вопросам пола и размножения, распыленные среди сведений самого разнообразного характера, главным образом вне полового материала. В этом случае к подростковому возрасту, дети без специального заострения вопроса получают сведения, позволяющие предотвратить возникновение нездорового любопытства в будущем. Отсутствие такого любопытства у детей, получивших необходимые сведения, объясняется тем, что все «тайны» были им раскрыты заблаговременно, незаметно и спокойно и настолько, что для праздных догадок и предположений не осталось никакой почвы. Мое мнение – нет более простого, правильного и приемлемого метода полового воспитания.  Если же мы будем запаздывать с подачей информации или замалчивать ее, то эти сведения могут быть получены из других источников - главным образом от товарищей более старшего возраста и потому более «просвещенных».

Существует довольно большой разрыв во времени между созреванием половым и социальным. И еще больший - между половым созреванием и экономической самостоятельностью человека. А с учетом акселерации этот разрыв еще больше. Поэтому весьма существенной стороной полового воспитания является постепенное и весьма тактичное доведение до сознания подростков разницы между половым и социальным созреванием, самостоятельностью и принятием на себя ответственности, а также формирования у них тормозной системы - умения владеть собой и своими чувствами, управлять желаниями, а если необходимо – подавлять их. Подобная воспитательная работа должна проводиться родителями систематически.

Очень важен в половом воспитании пример взаимоотношений родителей.  Именно в семье мальчики и девочки получают первые модели отношений мужчины и женщины. То, как родители относятся друг к другу, как общаются, как строят взаимодействия, из чего складываются взаимоотношения - из нежности и заботы или из претензий и упреков – все это не укрывается от глаз детей, все это оказывает на них прямое и глубокое воздействие.

Другим не менее важным фактором полового воспитания является вообще воспитание чувства любви у ребенка. Если, вырастая, ребенок не научился любить родителей, братьев и сестер очень трудно рассчитывать, что он способен глубоко полюбить. Поэтому весьма важным фактором правильного полового воспитания является опыт неполовой любви или длительной дружбы, привязанности к отдельным людям, родителям, друзьям или товарищам. Это один из существенных факторов формирующегося будущего нравственного отношения к другому полу. Отсюда можно сделать вывод, что родители должны весьма внимательно относиться к вопросу о дружбе детей и характере взаимоотношений с друзьями. Добрые, хорошие взаимоотношения с друзьями - в известной мере залоги правильных в будущем взаимоотношений с другим полом.

Еще один вопрос, волнующий родителей - это вопрос о взаимоотношениях мальчиков и девочек разных возрастов. Уважаемые родители, воспринимайте, пожалуйста,  детскую дружбу с разумной позиции взрослых и мудрых людей! В таком случае «страшные» последствия почти исключаются. Для родителей самое важное - не потерять доверия своего сына или дочери. Если общение, дружба подростков разного пола происходит на глазах у родителей, если дети доверяют родителям самое сокровенное, советуются с ними, делятся всеми своими переживаниями, родители всегда могут своевременно вмешаться и скорректировать поведение детей. Поэтому, будьте чуткими и терпеливыми!

Анализ фактов половой распущенности несовершеннолетних показывает, что она, как правило, начинается в условиях безделья, скуки, бесконтрольного времяпрепровождения.

Помочь родителям и детям пережить напряженное время могут физическая культура и спорт. Они способствуют отвлечению ребенка от половых переживаний. Подростки находят в спорте выход для избыточной энергии.

Но самую важную роль в этом плане играет самопознание и саморазвитие подростка. Возможность изучить самого себя, понять, принять. Возможность развиваться, личностно расти -  трудно переоценить ее значение, это своеобразный клапан, дающий выход избытку сил и энергии ребенка и подростка.

Поэтому задача родителей -  содействовать развитию любых здоровых увлечений ребенка.

 

Возможность заниматься саморазвитием детям и подросткам предоставляется на программах:

Годовая программа: «Я лидер Будущего!»

Годовая программа: «7 навыков Успеха!»

Краткосрочная программа: «Берись и Делай!»

Краткосрочная программа: «СамоДисциплина»

Присылайте свои письма с вопросами на наш e-mail: info@jlider.ru Или запишетесь на индивидуальную консультацию по тел: 386-10-00