Мост в будущее

Подростковый возраст – это мост между детством и зрелостью. По нему проходит каждый, прежде чем стать независимым, творческим, взрослым. Причем роль родителей в этом процессе – почувствовать момент, когда нужно предоставить ребенку свободу, чтобы он зашагал по этому мосту самостоятельно…

В престижной гимназии училась девочка Катя. Всегда- очень положительная. До восьмого классаона сидела на первой парте в смиренной позе отличницы. Одним словом, вела себя в соответствии с правилами тянула руку, получала «пятерки», во всем была до невозможности хорошей, как будто неживой. Одноклассники часто не замечали ее. И вдруг ее словно подменили голое пузо, пирсинг, фиолетовые ногти и губы, сигарета в зубах. И что характерно, в новом образе Катя была все такой же ненастоящей…

Драма этой девушки, как и большинства подростков, заключается в том, что они, с одной стороны, ощущаютвозможность взросления, а с другой – недостаток пространства и инструментов (моделей поведения), обеспечивающих самоутверждение. Поэтому на «вооружение» берутся внешние атрибуты «взрослости»– у девушек косметика, а у юношей – «мат». Часто сами родители ограничивают подростка в том, что для него самого очень значимо, например, общение с тем, с кем хочется. При этом родители стараются включить тинейджера в различные сферы деятельности, которые не соответствуют его внутреннему миру, например, дополнительные курсы, где нет особых результатов, и удовольствиятоже нет.

Взрослым кажется, что они делают для своего сына или дочери все « Я дам ему все, чего мне недоставало в детстве»… А Вы уверены, что ему нужно тоже самое При этом родители не думают о том, что важно для реализации подростка.

В природе яблоко, выросшее на яблоне, никогда не становится его веточкой, не служит питанием ему, оно всегда уходит за пределы яблони. Это универсальный биологический принцип дети рождаются не для родителей, а для самих себя, для того, чтобы быть самими собой и быть великими для самих себя. Смысл появления каждого человека на планете – самореализация.

На современного подростка огромное влияния оказывают средства массовой информации. Подростки, нередко, даже не осознавая, считают истинными те способы действий, манеру общения, какие они видят в рекламе, кино, Internet, не задумываясь о том, применимы ли они в реальной жизни. Со всех сторон на еще неокрепшую психику влияет вооруженное самыми действенными средствами масс-медиа общество потребления. Поэтому сегодня, как никогда важно сохранить свою индивидуальность.

Для подростка, самое главное, совершить действие, которое принадлежит именно ему – остаться ночевать у друга, начать изучать японский язык, договориться с директором новой школы о своем переводе, «т.к. старая школа не дает необходимых знаний».

В момент перехода от детства к зрелости подросток нуждается в определенной автономии и самоидентичности – чтобы иметь возможность принять на себя праваи обязанности взрослого человека. Существует два аспекта автономии. Поведенческая автономия предполагает обретение независимости и свободы в той мере, чтобы действовать самостоятельно, без лишнего руководства извне.

Эмоциональная автономия подразумевает освобождение от эмоциональных уз, связывающих ребенка с родителем. Важно развивать в ребенке чувство независимости. Сложнее тем подросткам, которые смиряются с собственной зависимостью и в конечном итоге даже предпочитают ее. Такие инфантильные люди могут жить со своими родителями даже после свадьбы. Они испытывают трудности в выборе профессии, им сложно воспринимать себя как самостоятельного взрослого человека.

Кризис этого возраста состоит в том, что ребята начинают ощущать готовность стать взрослыми людьми, но им не хватает навыков и пространства для реализации своего желания. В этот период должно происходить активное взаимодействие с другими личностями, ведущее к их взаимному обогащению. Для этого подросток должен сам оценить свои сильные и слабые стороны и научиться их использовать для ясного представления о себе, о том, чего он хочет достичь в будущем, с кем ему взаимодействовать, а с кем нет, для достижения поставленной цели.

При этом оценка себя должна строиться не на основе семейных представлений о возможностях сына или дочери, а на основе его собственной идентичности. Это еще один аргумент в пользу того, чтобы ребенок осваивал новые социальные пространства, на которые родители не могут оказывать свое влияние. Подростку важно научиться предъявлять собственное мнение, слышатьточку зрения другого человека, принимать критику, конструктивно критиковать. В итоге, важным приобретением подросткового периода должна стать уверенность в себе, в своих силах, основанная на конкретных достижениях, на успехах вне семьи. Подросток должен начать свое экзистенциальное становление в процессе взаимодействия и накопления опыта.

Пока человек не станет полностью автономным, он не сможет достичь выдающихся жизненных результатов. Остаться в рамках семьи легко. А вот найти себя гораздо сложнее, для этого нужно приложить массу усилий. Задача родителей подростка также в каждый момент времени развиваться и реализовываться. Только по настоящему счастливый родитель может дать взрослеющему сыну или дочери ту любовь и понимание, которое необходимо подросткам. Для них значим не контроль, не попустительство, а партнерское взаимодействие, ведущее к взаимному обогащению личностей.

В 14-16 лет кажется, что стоит только щелкнуть пальцами, и весь мир будет лежать у твоих ног. Огромное количество энергии, постоянная жажда действия и отличная физическая форма. Но как раз от того,что человек делает в эти годы, какие выборы совершает, зависит вся его дальнейшая жизнь. Подростку важно сделать правильный вклад своей энергии, особенно это, важно тем, кто хочет достичь выдающихся результатов в жизни

 

Смирнова Елена