Мы играем — и нам вместе классно!

«Важно проводить время с семьей, узнавать своих детей, говорить им, что вы их любите, всеми способам показывать им, что они для вас много значат»

Росс Кэмпбелл

 

Младший дошкольный возраст — счастливое время для родителей, которое они в полной мере могут посвятить общению с собственными детьми. О том, как важно выделять в своей повседневной жизни время для этих целей, хотя бы 30 минут посвящать только ребенку.

Бывает, что родители вполне понимают значимость повседневного общения с ребенком, но совершенно не знают, о чем говорить с детьми, в какие игры играть с ними.

Имея сознательное желание быть максимально хорошим отцом или матерью, они становятся в тупик перед конкретными вопросами, возникающими в процессе общения с ребенком. О чем говорить Какие слова использовать Чем заняться Как правильно наказать Как реагировать на слезы, упрямство и т. п. Иногда родители бывают по-детски беспомощны перед шквалом таких «простых» вопросов. Порой взрослых изматывает общение с детьми, они испытывают панику, беспомощность, гнев, страх, чувство вины.

Неужели этой и похожим на нее семьям придется довольствоваться только своим печальным опытом Конечно, все не так безнадежно. Каждый заинтересованный взрослый может обогатить традиции своей семьи. Для этого необходимы три поистине магические силы желание, знание и настойчивость. Хочется думать, что родители, читающие эти строки, обладают по крайней мере одной из этих сил непреходящим желанием восполнить семейные традиции взаимодействия взрослых и детей. Попробуем понять, как организовать совместную деятельность с ребенком.

Провести время с пользой и удовольствием можно за многими занятиями чтением книг, просмотром телевизора, лепкой пельменей или походом за грибами. Но мы с вами рассмотрим три важнейшие для дошкольника сферы деятельности игру, изобразительное творчество и трудовую деятельность.

Игра. Игра для ребенка дошкольного возраста — наиболее естественный вид деятельности. Знаменитый отечественный психолог Д. Б. Эльконин называл игру «гигантской кладовой настоящей творческой мысли будущего человека». О первостепенном значении игры для естественного развития ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Благодаря игре малыш развивает образное и логическое мышление, речь и воображение. Кроме того, в игре ребенок осваивает систему человеческих отношений, в конечном итоге постигает «взрослые» смыслы жизни.

Родители, строящие свои взаимоотношения с ребенком, должны знать, что детская игра на каждом возрастном этапе предстает в своем особом неповторимом обличий. Тип игры зависит от задач, которые актуальны для ребенка. Родителям важно знать особенности каждого типа игры, с тем, чтобы учитывать возрастные возможности малыша и посредством подходящей игры развивать его способности.

Первый тип игры, наиболее привлекательный для трехлетних малышей, — игра-имитация. Для этого достаточно запеленать куклу, покачать ее на руках, спеть ей колыбельную. Или загрузить машинку и отправить ее по дороге. Поначалу детям нужны игрушки, представляющие точную копию реальных предметов ложечки, тарелочки или молотки, плоскогубцы.

Пройдет немного времени, и кирпичик из деревянного конструктора может запросто стать мобильным телефоном. Это уже другой тип игры — символическая игра, важная стадия развития игры и необходимая ступень развития ребенка. Посредством символической игры формируются предпосылки логического мышления, стимулируется воображение. Взрослые могут легко поддержать ее, применив свою фантазию и творчество.

Гораздо больше изобретательности потребует от родителей следующий тип игры — сюжетно-ролевая игра. Она заключается в разыгрывании знакомых ребенку ситуаций дочки-матери, доктор и больной, школа, магазин и т. п. Игра включает в себя не только имитацию чьего-либо поведения, но и элемент фантазии. В сюжетно-ролевой игре дети, проигрывая разные роли, экспериментируют с различными моделями поведения и знакомятся с их последствиями. Игра позволяет детям выражать свои чувства, разрешать внутренние конфликты, учит детей смотреть на происходящее глазами другого человека, понимать его чувства.

Трех- и четырехлетние дети в игру включают чаще животных, чем людей. Это образно-ролевые игры. В них живут и действуют мишки, белочки, зайчики, лисички. Дети иногда сами исполняют эти роли, иногда скрываются за игрушками, за которых двигаются и говорят. Порою в игру вводятся «живые» машинки, конфетки, флакончики. Такие действия вполне закономерны для детей трех-четырех лет и объясняются характерной для этого возраста способностью одушевлять все движущиеся предметы. Родителям нужно серьезно, с большой бережностью и уважением относиться к этой детской особенности, ни в коем случае не смеяться и не иронизировать. Взрослые, включенные в игру, могут обогатить ее, используя свой жизненный опыт, новыми ситуациями, новыми поворотами сюжета, способами взаимодействия участников.

Внимательные родители, наблюдая за игрой своего малыша или участвуя в ней, могут много узнать о его внутренних трудностях, о невысказанных вопросах, которые его волнуют, о том, каким он видит окружающий мир. Игра может быть помощницей при подготовке дошкольника к новой для него ситуации выход в театр, день рождения бабушки, стоматологический кабинет, поездка в поезде и т. п. Предварительное проигрывание обучит ребенка желательному поведению в незнакомой ситуации, ослабит чрезмерное эмоциональное напряжение, донесет до понимания малыша внимание и заботу родителей.

Приведем пример несколько совместных игр для родителя и ребенка.

1. Утром возможен вариант веселой зарядки (очень нравиться ребятам 3- 6 лет)

«Страус Куки встал с постели

 Поразмял себе бока

 Поразмял себе и шейку -

 словно длинную линейку,

 Поворочал головой

 Страус Куки — что с тобой

 Ножки что-то не стоят

 Перья в стороны торчат

 Поднял я одно крыло -

 Но не дерниться оно,

 Поднял я крыло другое -

 Выгнулось оно дугою!

 Это надо все исправить.

 Ножки ровненько поставить

 Выпрямить осанку,

 Заварить овсянку,

 Сладка потянуться -

 Просто улыбнуться!»

2. «Чат на холодильнике»

На холодильник можно прикрепить листок, где можно вести переписку (с детьми, которые не умеют еще писать, можно общаться рисунками), или каждый член семьи создает себе конверт — в которые другие могут опускать небольшие записочки с пожеланиями и даже с невысказанными недовольствами. Даже если вы много работаете, 1-2 минуты и ваш ребенок знает, что вы любите его!

3. «Кладоискательство для занятых родителей»

 Вечером, когда время готовки ужина, посуду можно организовать игру, которая проходит очень весело, но не отнимает времени.

 В комнате прячется мелкая игрушка, магнит или мешочек с конфетами. Ребенку деться задание найти. Предварительно можно нарисовать карту квартиры или комнаты вместе. Тем самым, развивая пространственное мышление ребенка.

4. «Как прошел мой день или неделя»

Возможно, проводить игру, когда собирается вся семья, например, вечером или в субботу. Зажигается свеча и каждый рассказывает, что происходило у него интересного за день и неделю. Родители могут говорить о сложностях и о том, как они справляются с ними, у ребенка появляется положительный опыт. Ребята учатся говорить о себе в безопасной и доверительной обстановке.

5. «История на ночь»

 Перед сном уже лежа в постели, мама и ребенок могут придумать сказку, например, говорить по одному предложению. Либо сочинить историю, в которой главную роль будет выполнять сам ребенок. Можно описывать реальные трудности Вашего ребенка и в историю вплести выход из этой ситуации. Когда ребенок слышит историю, вроде про вымышленного героя, но, который очень похож на него и справился с ситуацией, то у него появляется внутренний ресурс. А проведенное время с ребенком успокаивает и умиротворяет его перед сном.

Самое удивительное, что воспитание и обучение детей обогащает самих родителей. Древние говорили «Дети — наши учителя», и каждодневное общение с дошкольниками неизменно подтверждает это.

Родителям приходится пробовать многое самим, воспитывая детей. И чем больше взрослые будут обучаться новому сами, тем более эффективным будет обучение детей.

 

Психолог Березина Марина