О ПОЛЬЗЕ БЕЗДЕЛЬЯ...

Мы ориентированы на успех. Если ты постоянно заряжен на достижения, постоянно находишься в работе, значит, ты многого добьешься.

Наша жизнь распланирована по минутам: встреча, лекция, совещание, написать отчет, отправить письмо, провести переговоры, потом снова встреча, снова совещание… Когда какое-то количество писем и отчетов вдруг в сутки не умещается, мы отправляемся на курсы тайм-менеджмента или покупаем книжку в духе «Как запихнуть тысячу дел в двадцать четыре часа». Мы тратим часы и дни на освоение методик управления временем. И снова ничего не успеваем. И снова десять минут безделья оцениваются нами как самый страшный грех.

Общество негативно относится к людям, которые привыкли сидеть в тишине и ничего не делать. Таковы современные взгляды на жизнь. На бездельнике обычно ставится клеймо «лишен стимулов», а в сознании людей прочно засело суждение: если ты ничего не делаешь, значит, ты ничего не добьешься.

Подобное отношение переносится и на детей. Ребенок должен быть постоянно занят, должен все время развиваться и получать новые знания. Когда дети начинают ходить в школу, и даже раньше, родители наполняют их жизнь потоком занятости: спортивные, музыкальные школы, курсы китайского языка с погружением в среду, летние лагеря, уроки верховой езды, театральные, математические и прочие научные кружки. В итоге ребёнок с раннего возраста постоянно занят чем-то: развивающими занятиями до школы, кружками в начальных классах, репетиторами в средней и старшей школе.

Всё это здорово, но мотивация приходит снаружи: это родители решили, что ребёнку нужно образование. От ребёнка требуется только донести себя до очередного репетитора или кружка. Всё остальное — поиск специалиста, организацию встреч, оплату, поиск материала и его систематизацию — берут на себя другие люди.  Взрослые вынуждены работать все дольше — порой просто, чтобы поддержать доход. И обрушивают на детей нескончаемый вал занятий, заглаживая вину за свое отсутствие в их жизни. Некоторые родители, словно втайне боятся, что у детей останется время, чтобы шастать без дела и, собственно, быть детьми.

Однако бояться родители детского безделья совершенно напрасно. Оказывается, в безделье есть определенные преимущества. Давайте рассмотрим, какие именно.

1: безделье безделью рознь. Существует несколько способов ничегонеделания: один из них ассоциируется с разгульным образом жизни, постоянными вечеринками, кутежами и встречами с друзьями. При этом человек производит действия, веселится, выпивает, танцует. Такой бездельник не хочет себя утруждать и делает то, что ему нравится. Сюда же можно отнести праздное времяпрепровождение дома, за просмотром телевизора. При втором способе ничегонеделания человек остается наедине с собой, успокаивает свой ум, что впоследствии может привести к нахождению путей решения для той или иной задачи. Этот вид безделья способен принести пользу.

2: эксперты полагают, что современному человеку слишком сложно пребывать в постоянном движении – так, словно у него внутри встроены мощные батарейки. Иногда необходимо брать тайм-аут для “подзарядки питания”. Внутренние ресурсы организма весьма ограничены и изначально рассчитаны на определенное количество отдыха от постоянной нагрузки. Когда человек (это целиком относится и к ребенку) не может выкроить время для простоя, для создания пустого пространства в своей голове, это отрицательно влияет на качество жизни в целом. Пустота в голове необходима, как чистый лист для письма. В противном случае мысли погружаются в состояние полного хаоса. Получается, что очищение разума путем ничегонеделания – очень даже полезная вещь.

3: польза для здоровья. Бездействие дает возможность снизить частоту сердечных сокращений, нормализовать процессы пищеварения и улучшить эмоциональный фон, повысить настроение. Все это благотворно влияет на биохимические и физиологические процессы. В первую очередь нервная система человека предохраняется от угрозы эмоционального истощения.

4простои эффективны для работы головного мозга. Они пополняют уровни запасов глюкозы и кислорода, позволяют лучше обрабатывать информацию, способствуют повышению уровня уверенности в собственных силах.  Когда человек погружен в тишину, в состояние абсолютного покоя, его сознание мощно взаимодействует с каждым из аспектов жизни. Опыты показали, что разум незаметно трудится над решением сложных задач, пока наши мысли отвлечены – такое испытывали на себе многие люди в то время, как они, например, принимают душ. Озарения приходят будто бы из ниоткуда, но часто они оказываются результатом неосознанной умственной деятельности, идущей во время расслабления. Знаете ли вы, что большинство научных открытий произошли в момент, когда ученые бездельничали, отдыхали, отпустив мозг на свободу.  Делайте выводы!

И еще: исследование выявило идеальное соотношение: 52 минуты работы и затем — 17 минут отдыха. Те, кто придерживается такого режима, демонстрируют удивительную концентрацию на выполняемых заданиях. В течение практически целого часа они на 100% вовлечены в работу, которую им было необходимо сделать, удовлетворяя таким образом фундаментальные потребности нашего мозга. Примерно в течение часа он способен работать на полную мощность, а затем его активность идёт на спад, который длится от 15 до 20 минут.

5: для формирования новых потребностей нужна пустота, вакуум. Родители организуют ребенку постоянную занятость, оплачивают кучу «развиваек» и репетиторов, договариваются с лучшими тренерами и специалистами. И жалуются на «неблагодарных и ленивых» детей, которые «ничего не хотят». Откуда в таких условиях должны взяться желания у детей? И у взрослых их не возникло бы. Там, где все потребности удовлетворены, новые не формируются. Единственный способ разорвать этот порочный круг — дать желаниям сформироваться. Дать ребёнку возможность лениться и бездельничать. Звучит контрпродуктивно. Но! Представьте себе, что ваш ребенок остался один дома, без продуктов, приготовленной еды, чистой одежды и без денег. Что он станет делать, будет ли вести себя так же, как сейчас? Скорее всего, нет. Первое время уйдёт на осознание ситуации, может быть, первые сутки он просто проспит, но затем он проголодается.  И захочет что-то сделать по этому поводу, и займётся этим. Затем ему захочется развлечений и интеллектуальной нагрузки. И он придумает способ удовлетворить эти потребности. В обычной жизни всё работает по такому же принципу.

Подведем итоги:  специалисты из Университета Македонии доказали, что родители зря считают бездействие подростков потерянным временем. Нередко они трактуют лень как сигнал, что в будущем сын или дочь станут неудачниками.  На самом деле оценка своего здоровья и стрессоустойчивость у таких ребят, как показали опрос и детальное обследование 300 школьников, выше, чем у сверстников, в чьем графике нет места для лени. Это хорошие ресурсы на старте. Но самое главное, что именно у тинейджеров, которые считают ленивыми, выше показатели эмоционального интеллекта. А именно он помогает достигать успеха в будущем, как показали неоднократные исследования.

Каникулы начались! Запланируйте время безделья для себя и своего ребенка. Будет трудно, я вас понимаю, но надо! Если что, вы всегда можете попросить ребенка помочь вам побездельничать. Консультируйтесь, перенимайте опыт.

 

 

Отдых на зимние каникулы:2 января стартует Молодежный сноубордический лагерь «Покорители вершин. Мастерская лидерства»

Ближайшие программы: Маркетинг для подростка, Я - траблшутер и другие >>>


Узнавай больше! Используй свои бонусы!