Об ответственности без выбора

Тренер-психолог Звонарёва Юлия Игревна.

Зачастую приходится слышать от родителей о недостаточно уважительном отношении к ним ребенка-подростка. Обычно с этим соседствуют жалобы на недооцененность ребенком  родительских усилий и заботы, на полную безответственность отпрыска, его лживость и нежелание учиться. Одновременно слышишь и о тщетных попытках осуществления тотального контроля  жизни подростка.

А ведь все это звенья одной цепи. Пытаясь постоянно контролировать ребенка, мы демонстрируем ему свое неуважение к его собственным способностям или неверие в их существование. Принимая решения за подростка, мы требуем, чтобы он нес за них ответственность. Причем добровольно и с благодарностью. Поскольку, по понятным причинам, он этого не делает, мы запугиваем его. Защищаясь, подросток начинает лгать, изворачиваться и избегать общения со взрослыми. Сами мы тоже испуганы, т.к. недостаточно хорошо справляемся с родительской ролью. Мы начинаем хаотично принимать еще больше решений и еще больше контролировать, одновременно любуясь собой как  вовлеченным в жизнь ребенка родителем.

На самом деле, чтобы не упасть в своих собственных глазах, мы пытаемся свалить на ребенка даже ответственность за свои нерезультативные воспитательные действия. Это называется «фундаментальной ошибкой атрибуции», когда свои неудачи человек склонен объяснять влиянием внешних обстоятельств, а чужие приписывать негативным качествам личности.

В исключительных случаях, обращаясь с ребенком как с одноклеточным организмом с ограниченным набором реакций, родители требуют от него поведения высокоразвитого и высокоорганизованного существа с активной жизненной позицией.
Что касается нежелания учиться, то у большинства подростков нет реалистичного представления о собственном будущем, или нет вообще никакого представления о нем. Разве что сбежать из под родительского надзора. Зато у них есть настоящее, в котором большинство их потребностей автоматически удовлетворяются,  а неинтересная учеба существует как неприятное, непонятное и временное условие. А мы, опираясь на свой жизненный опыт, пытаемся внушить детям, что они должны всю свою сегодняшнюю жизнь посвятить обучению, которое пригодится в этом пока еще несуществующем для них будущем.  Т.е. осуществить выбор без выбора.

Что в итоге?

• Человек, которого не уважают, не может научиться уважать ни себя, ни других.
• Человек, который не принимает решения, не умеет нести ответственность.
• Человек, которого преследуют тотальным контролем, учится только лгать и прятаться.
• Человек, которому диктуют, что ему необходимо делать, не умеет осуществлять выбор.
• Человек все же не склонен опираться на чужой жизненный опыт, он предпочитает получать свой собственный. Особенно подросток, который пока еще чувствует свою уникальность...

Рекомендованные программы:

Самоменеджмент 17-26 лет

Берись и Делай! 10-13 лет

Семь навыков Успеха 14-20 лет