Подросток и конфликты

Вопрос от папы: сын 12 лет,  все время спорит, что не попросишь, что бы не сказал – все «в штыки». Когда его аргументы заканчиваются, может закричать: «Ты ничего не понимаешь!» и хлопнуть дверью. Что делать?

Вопрос от мамы: дочка 13 лет, успеваемость в школе упала, дома в ее комнате постоянно разбросаны вещи, не убраны грязные чашки от чая, стол завален хламом каким – то. На все мои замечания демонстративно надевает наушники и молчит. Как достучаться?

Отвечает тренер–психолог JLIDER.RU Светлана Забродина

Да, переход из детства в подростковый возраст часто происходит незаметно для родителей. Еще вчера ребенок покладистый, послушный и спокойный, а сегодня вдруг «ершистый» и «колючий». Это вызывает недоумение, растерянность и желание вернуть все в свою колею. Не тут - то было!  Для подростка очень важно сохранить появившееся чувство взрослости, ощущение себя взрослым человеком - оно становится центральным новообразованием младшего подросткового возраста. Возникает непреодолимое желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым. Отстаивая свои новые права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними. Именно этим  объясняется и  игнорирование просьб мамы убрать в своей комнате: «Моя территория – мои правила!», и восприятие «в штыки», и хлопанье дверями. Пусть хоть так, но настоять на своем.
   Ну, хорошо, все понятно, конфликты неизбежны. Но как сделать так, чтобы они  не становились каждодневной нормой жизни и не разрушали отношения?
…Идет очередное занятие группы «Берись и делай!». Подростки 12-14 лет. Тема «Развитие навыков адекватного выражения своих эмоций». Конечно, пройти мимо конфликтов невозможно. Вижу, задевает за живое, все активно включаются в процесс, спорят «приносят  конфликты пользу или только вредят отношениям», приводят примеры. Глаза горят, голоса становятся громче. Пора переводить активность в мирное русло. Предлагаю обсудить вопрос, как люди ведут себя в конфликте и какое поведение полезно, а какое вредит. Рассматриваем стратегии поведения, выделенные Томасом: соперничество (конкуренция), сотрудничество, приспособление, избегание и компромисс. Заранее ничего не объясняю, интересно, как самостоятельно, в обсуждении определятся.  Задача – выделить плюсы и минусы каждой стратегии.
В сухом остатке получилось:
- приспособление – вроде бы конфликта нет или он угасает очень быстро, но твои интересы ни когда не учитываются, у тебя их как бы и нет,
- избегание – опять открытого конфликта нет – это плюс, но если ты потихоньку, ни кому, ни чего не доказывая, делаешь, что считаешь нужным, конфликт может вспыхнуть и конструктивно решить его будет сложно,
- самым легким оказалось найти минусы в соперничестве – человек любой ценой идет к своей цели, не учитывая интересы других людей – это плохо, такое поведение может разрушить отношения.
- Ну а плюсы?
- Нет плюсов!
- Не может быть. Подумайте еще.
После короткого размышления приходят к выводу, что цель-то достигается, человек, который использует соперничество, добивается своей цели!
- Долго пыхтели над «компромиссом», прикидывали, что это такое и где подвох. Наконец, абсолютно точно определили, что идти на взаимные уступки – это хорошо, но лишь до той поры, пока одной стороне не начнет казаться, что «я всегда уступаю больше».
- Сложным оказалось и сотрудничество. Ведь сразу понятно – отличная стратегия, интересы всех сторон удовлетворены, все довольны и счастливы.  Какие могут быть минусы? Нет минусов, хорошо все! Прошу подумать. Сопят, сопротивляются. Ну, хорошая ведь стратегия!.. А как иначе, хочется  им настоять на своем.
Тогда я предлагаю проиграть ситуацию, в которой один будет демонстрировать стратегию сотрудничества, а вторым – буду я.
Начинаем:
- Я вчера купила у вас сыр. Он твердый, противный, невкусный! (это я)
- Здравствуйте, я слушаю Вас. Что случилось? – немного растерялся мой оппонент, но ориентируется быстро. Я успеваю порадоваться.
- Что случилось? Как это что случилось? Мне продали в вашем магазине непонятно что! – вхожу в роль
- Давайте разберемся в ситуации. – держится молодцом
- В чем разберемся??? Ваш магазин – это вообще не понятно что! А люди детям продукты покупают!
- … Вас не устраивает качество продукта? Мы можем…
- Что вы можете? Где вас учили общаться с клиентами?
Мой партнер совсем растерялся, оглядывается на группу. Группа шушукается. И тут озарение: он хотел с Вами договориться и все решить, а Вы пришли ругаться! Да!
Вот вам и вывод: сотрудничество возможно только в одном случае, если оба партнера по общению готовы сотрудничать! Значит, нужно этому учиться, нужно учиться сотрудничать и решать конфликты, учитывая интересы и свои, и другого человека.

Рекомендованные программы:

Годовая программа: «Я лидер Будущего!»

Краткосрочная программа: «Мастерство общения»

Программы на каникулах: «LIFE IS…Управление отношениями»