Поколение «Жгите» или Том и Джерри на Зомби-ферме

Ади́кция (англ. addiction — зависимость, влечение, пагубная привычка), в широком смысле, — ощущаемая человеком навязчивая потребность в определённой деятельности. Термин часто употребляется для таких явлений, как лекарственная зависимость, наркомания, но ныне применяется и к нехимическим зависимостям, например: интернет-зависимость, игромания, шопоголизм, психогенное переедание, фанатизм и т. п. (Википедия).

Целые индустрии работают, чтобы развлечь скучающего и пресыщенного взрослого  человека. Но этот человек уже развился, выучился, смог чего-то добиться, а реальными потребителями – заложниками этих услуг оказываются дети. Интересно, кто будет создавать им игрушки такого уровня, когда вырастет поколение «Жгите»?

Современные дети находятся кардинально в иных условиях, чем их родители. Одна из главных составляющих развития на большинстве этапов взросления – это возможность «живого» общения со сверстниками. Сначала групповая игра, затем какие-то совместные затеи. Ну и, конечно, личное общение в парах, личный пример. Все то, что раньше можно было получить во дворе собственного дома. Детские группы складывались спонтанно, но выполняли свою функцию. Школа решает другие задачи.

Маленькие дети выращивают в виртуальном огороде виртуальные тыквы на зомби (!) – ферме. Те, кто постарше, строят себе виртуальные дома или обустраивают виртуальную квартиру, формируют виртуальную жену. В конечном счете, моделируют виртуальную жизнь, в которой отсутствуют какие-либо заботы, единственное, что необходимо делать, это контролировать  низшие физиологические потребности, такие как голод,  своего виртуального «Я».

            Опасность – отсутствие интенциональности ( (от лат. intentio — стремление) — в феноменологии — первичная смыслообразующая устремленность сознания к миру, смыслоформирующее отношение сознания к предмету), т.е. отсутствие творческой активности,  или «невыносимая легкость бытия», которая во взрослом состоянии и оборачивается отсутствием интереса к чему-либо и скукой. Не только виртуальный мир, но готовые запредельные развлечения (суперреальность) приводят к тому, что зачастую ребенок приходит в психологический центр готовым потребителем, усаживается поудобнее, и весь его вид говорит: «Жгите!».

               Существуют и куда более серьезные последствия. Адекватность реакций формируется только в живом общении. Если человек демонстрирует грубое или хамское поведение в реальности, то и реакцию он получит сами понимаете какую. В социальных сетях его в худшем случае «забанят». Такая «безопасность» порождает не только безответственность, но и неспособность к сопереживанию, к созданию социальных связей, к конструктивному общению.

Еще недавно мы все активно ругали американские мультики типа «Том и Джерри» за их запредельную жестокость. Те повреждения, которые постоянно наносят герои друг другу, несовместимы с жизнью. Загляните с познавательной целью в компьютерные игры, в которые играет современный ребенок. С одной стороны его герой обладает сверхспособностями – например, перепрыгивает через огромные препятствия (ребенок точно не спутает себя реального и себя виртуального?). С другой – то, что он делает в виртуальном мире с врагом (другим человеком). Создателям «Том и Джерри» такое и не снилось. 

Однако, не все так безнадежно. Природа, как известно, не терпит пустоты, а человеческая цивилизация справляется с побочными эффектами собственного развития. Ушли «дружные» дворы, но пришли не только компьютеры, но психологические центры развития. В истории человечества первая лавина спроса на практическую психологию прошла в развитых странах в эпоху научно-технической революции, когда к человеку стали предъявляться такие же требования, как к машине и появились так называемые «болезни стресса».

Таким образом, особую актуальность приобретает место, где РЕАЛЬНЫЙ ребенок может получить ЖИВОЕ общение с РЕАЛЬНЫМИ сверстниками в по-настоящему безопасной атмосфере, используя свой собственный потенциал, и сможет создавать свои игры, по своим правилам и не во вред другому человеку.

 

Автор статьи - Звонарева Ю.И., психолог, ведущая программ JLider.

Программы:

Я могу быть лидером | 10-11 лет

Я буду лидером | 12-13 лет

Я буду лидером | 13-15 лет

Бизнес-школа | 14-17 лет

7 навыков достижения успеха | 14-17 лет