Родители, Дети и Компьютеры

Тему детской увлеченности компьютерными играми я предлагаю рассмотреть с двух сторон. Со стороны детей – что их так привлекает, и со стороны родителей – на что обратить внимание в воспитании своего чада.

Со стороны детей: во-первых, дети в любых компьютерных играх чувствуют себя супергероями, воинами, волшебниками и сыщиками. Другими словами, ребенок  получает «Ситуацию Успеха».  Если не получает, то есть два пути: один – настаивать, тратить всё сводное время и проходить игру до конца. Второй – нервничать, расстраиваться из-за неудачи и переходить на новую игру.  В любом случае, таким детям не хватает реальных увлечений, хобби и поддержки со стороны взрослых. В прежние времена «Ситуация Успеха» поддерживалась в школе - это доска почета! Все стремились на нее попасть, в некоторых школах даже поощрение было. Сейчас дети рассказывают о том,  кто на каком уровне игры, кто, сколько побед одержал, кто, как выиграл и т.д.  Жизненные достижения не так сильно ценятся…

Во-вторых,  дети легко подражают взрослым. Не редко родители и сами с удовольствием любят поиграть, «расслабиться», так сказать, за компьютером и не только, с интересом играют в приставки. Дети стремятся также не отставать и соревноваться со своими родителями, играя вместе с ними. Таким образом, дети легко приучаются к компьютеру.

В-третьих, не у всех детей сформировано чувство времени. Когда они играют с захватывающим сюжетом, да еще и игра предлагает все более интересные уровни, то о времени ребенок забывает! Но как только ребенок научается самостоятельно планировать время, наполнять свободно свою жизнь, интересными событиями, спортом, соревнованиями, искусством, то приходит понимание, что времени не так много.

В-четвертых, есть школы, которые дают домашние задания через интернет, тем самым привлекая детей к компьютеру, но с другой стороны, помогая детям, которые сидят на больничном или на домашнем обучении.

В целом, идет мощное развитие детей через компьютеры. При помощи компьютера они умеют оперативно найти любую информацию и сделать доклад, узнают интересные события страны (например, следят онлайн за Олимпиадой), читают редкие книги, слушают любимую музыку.
В то же время не все дети умеют контролировать «аппетит» связанный с познанием мира!

Вторая важная сторона темы – это роль родителей. На что обращать внимание и как грамотно направлять детей, раскрывать все чудеса жизни.  

Со стороны родителей: во-первых, наши дети попадают под хороший маркетинг и на моду в мире компьютеров и в мире технологий. Большие деньги уходят на рекламу и на внедрение современных технологий в стиль жизни молодых людей. Противостоять этому сложно, да и не нужно. Главное – помочь осознать, разъяснить ребенку через дружескую беседу и собственный пример то, что это – действие рекламы, что  нужно иметь собственные идеи, собственное мнение, свой стиль жизни. Важно не перейти на поучение, т.к. ребята очень хорошо знают этот тон. В этом случае информация может не усвоиться, и беседа может не состояться.

Во-вторых, на первых порах нужно контролировать время, проведенное за компьютером, как свое, так и ребенка (дети отражение своих родителей). Нужно понимать, что компьютер приносит большую пользу, если правильно направить и распределять нагрузку. Сначала ответственность за это несут родители. Далее контроль становится «внутренним», ребенок сам себя контролирует, но для этого тоже нужна помощь от родителей.

В-третьих, понаблюдайте, достаточно ли у ребенка «живого» общения со сверстниками. Если ребенку будет не хватать общения, он тут же привлекается компьютером, играми или социальными сетями. Понаблюдайте и за качеством общения.  Возможно, что друзей много, но это не совсем то общение, которое хотелось бы ребенку (заряда бодрости, поддержки, принятия). Здесь могут помочь развивающие центры для детей и подросктов, детские тренинги с психологом, детские выездные лагеря. Выездные лагеря учат ребенка быть самостоятельным и очень здорово отвлекают от компьютера.

В-четвертых, совместные походы на природу, в кино, в кафе, выезды – это большое желание детей. Иногда родителям проще обвинить ребенка в его пассивном образе жизни, в том, что он ничем, кроме компьютера, не увлекается, чем спланировать совместные выходные. Можно спросить ребенка, что бы ему хотелось посетить, чем бы ему хотелось заняться вместе со всей семьей.  Вы точно услышите много идей, как можно провести свободное время. К тому же любому ребенку будет приятно, что его мнение очень важно для родителей. Регулярные совместные мероприятия, отвлекут ребенка, он почувствует любовь родителей, да и общие  отношения в семье гармонизируются.

В итоге, любая семейная ситуация индивидуальна, каждую ситуацию нужно рассматривать  отдельно. Но иногда взрослые сами делают ошибки, не думая о последствиях, покупают компьютерные игры не по возрасту. Не уделяют должного времени и не прикладывают максимум сил в воспитание.  Не научив ребенка ответственности, требуют её проявлять, иногда перекладывают её на учителей. Не редко подавляют инициативу (например, желание ребенка заниматься творчеством), ссылаясь на нехватку времени, прямиком отправляют детей к компьютеру.

Активность родителей и оптимистичный взгляд на мир просто не даст шансов компьютерной зависимости детей. И не важно, поглощен ваш ребенок компьютером или только знакомится с ним, помните, что проведённое вместе с семьей время – бесценно! 

Ирина Легкая, психолог

Программа "тайм-менеджмент" (Тюмень) >>

Весенние каникулы >>