Золотой город

Детям нужна хорошая тренировка по выражению собственного мнения, а
значит – по глубокому анализу получаемых знаний и областей применения
этого знания.
Знание – это возможность диалога с окружающей действительностью на самых
разных уровнях, а не материал для самопрезентации.

Кидать или не кидать.

Мифологическое пространство современного школьника наполнено страшилками
про предпринимательский мир, основанное на дикой смеси НТВ, новостей и
родительской памяти о лихих 90-х. В связи с этим хитрость, цинизм,
эгоизм всплывали в играх как непременный атрибут предпринимателя.
Поскольку дети очень легко играют в игру «Я вас скажу то, что вы хотите
услышать», деструктивные качества озвучивались с места, полуанонимно в
виде определённой позы «а-ля а я тут знаю правду».

Мы прекрасно понимаем, что реальность вполне богата такими моделями
поведения в бизнесе, но мы так же понимаем, что это тупиковый путь.
Взрослые, прошедшие сложный путь, начинают понимать и репутационные
риски, и сложность мироустройства, в котором любое кидало рикошетит по
всем. Но как это понимание передать детям? Ведь деструктивные модели
поведения действуют часто не на уровне рационального выбора, а в виде
управляющих иррациональных мифов. В общем, та ещё задачка.

Кто страшнее, я или мир?

Преграды, которые выделялись в игре, сразу резко поделились на
внутренние и внешние. Внутренние как-то сразу взяли пальму первенства по
частотности применения в игровых ситуациях. Эгоизм, гордыня, лень – всё
это страшные тормоза, и участники игры чётко это показали, равно как и
способы борьбы с этими тормозами. И только одна группа выделила в
качестве преград проявления внешнего мира в виде, например, тотальной
милитаризации общества. У меня сложилось стойкое впечатление, что
перекос в пользу внутренних ограничений и соответствующих качеств для их
преодоления, происходит ещё и потому, что детям слабо известны сценарии
противодействия внешнего мира, например, налоговое давление или что-то в
этом роде.

Строго говоря, знание как качество полезное для путешествия в Золотой
город, выделялось не очень часто. Увы, но это практическое отражение
реального отношения школьников к рациональному осмыслению окружающей
действительности.

Хитрость и гибкость мышления.

Один из наиболее интересных выводов из игры – способность деструктивных
качеств человека эволюционировать в конструктивные. Очень важно, что
школьники часто сами говорили, что эгоизм, страх, хитрость не
противопоставлены высоким качествам, а являются как бы сырьём для них.
Переосмысливая своё эго как сильное волевое начало, можно избежать
самолюбования и трансформировать силу самосознания в преобразования
своего города или страны (не говоря уже о семье). Наши базовые страсти –
сильный, опасный и очень непростой инструмент. Конечно, пользоваться им
лучше учиться с детства.

Отдельно стоит остановиться на описании Золотого города. Нужно сказать,
что те качества, с которыми игроки приходили в город, часто городом не
принимались. Идеальная картинка, идеальный образ жизни не содержит, по
мнению играющих, те компоненты, которые нужны, чтобы его достичь.

Это очень важная задача – рассмотреть подробно Мечту о Городе. На мой
взгляд, пока эта мечта соткана из «принятых в приличном обществе» мифов
и шаблонов, за которыми редко мыслятся реальные жизненные сценарии. Что
такое, например, быть добрым?

Пару лет назад мы проводили игру по книге А. Васильева «Добро»,
результатом игры стало прямо-таки откровение: добро может мыслиться в
совершенно разных ценностных плоскостях, и даже у зла есть своё
представление о добре. При столкновении разных позиций битва за добро
может легко перейти в реальное убийство.

Если мы ставим задачу научить детей нужным качествам, то обойти вопрос о
ценностях будет невозможно. И цинично сказать тут «думайте своей
головой» не удастся. Как минимум перед этой фразой нужно будет твёрдо
сказать, какое понимание добра есть у нас самих.

Источник: http://deloros-ural.ru/novosti_489x360/10038119/