Интернет и дети: что не стоит делать родителям

В последние годы к бесконечному просиживанию часов перед монитором стационарного компьютера добавились игры и общение в смартфонах и на планшетах. Теперь они заменяют ребенку компьютер, телевизор, общение со сверстниками, с семьей, игры на свежем воздухе. Родитель покупает эти «игрушки» своему ребенку как дань моде среди детей или в качестве награды. Но со временем начинают жалеть, так как впоследствии не могут «оторвать» ребенка от экрана.

 

На просторах интернета появились социальные сети, которые сближают людей и одновременно разделяют их: Вконтакте, Одноклассники, Facebook и т.д. Очень удобно, когда люди из разных городов и даже разных стран, могут легко общаться, вместе с тем, когда дети из соседних подъездов предпочитают дистанционное общение личному, это уже повод бить тревогу. Такое отстраненное общение с одной стороны облегчает взаимодействие, потому что проще сказать то, что не осмелишься сказать лично, есть время на обдумывание ответа, никто не видит твои настоящие эмоции. Меньше ответственность, собеседники как бы отгорожены, защищены экраном, но одновременно с этим не формируются навыки личного взаимодействия, коммуникативные компетенции, умение решать конфликты.

 

Конечно, во всем нужна умеренность, время не стоит на месте и поэтому необходимо осваивать и компьютеры, и гаджеты в том числе. Дети и подростки являются легкой мишенью для формирования чрезмерной увлеченности и зависимости, так как волевые качества и личность еще не до конца сформированы. Поэтому, если Вы заметили некоторые признаки сетевой, компьютерной зависимости:

  • навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту, одноклассники, вконтакте и другие социальны сети;
  • предвкушение следующего сеанса online-игры;
  • значительное улучшение настроения от использования гаджетов или нахождения в сети;
  • если Вы все-таки отрываете человека, он испытывает раздражение, даже проявляет некоторую агрессию по отношению к Вам;
  • неспособность спланировать пребывание в сети;
  • пренебрежение домашними делами, общением с окружающими, личной гигиеной и сном в пользу компьютера или online-общения;
  • сведение любого разговора к игровой тематике;
  • увеличение времени, проводимого online и за играми в гаджетах;
  • отказ от живого общения с друзьями.

Лучше всего обратиться к специалисту – психологу.

Что делать НЕЛЬЗЯ: наказывать, критиковать, отключать Интернет, отбирать гаджет,  лишать других удовольствий. Все эти действия не только бесполезны, но и вредны, так как подталкивают ребенка к еще большей агрессии и отчужденности.

Что делать НАДО:

  • Так как одной из причин ухода ребенка из реального мира является неудовлетворенность существующей действительностью, необходимо в первую очередь выяснить, чего ребенку не хватает в реальном мире, что есть в игре, в Интернете;
  • Попытаться вникнуть в суть игры, разделив интересы ребенка, это сблизит ребенка с родителями, увеличит степень доверия;
  • Поддерживать подростка в преодолении возникающих жизненных трудностей;
  • Стимулировать творческие направления ребенка;
  • Обучать умению регулировать свои эмоции;
  • Обучать строить отношения со сверстниками;
  • Обучать управлять своим временем.

 

В действительности советы не так просты. Основной задачей для родителя, который видит в ребенке компьютерную зависимость, это налаживание доверительных отношений. Как и любая зависимость, компьютерная зависимость это уход от реальности, которая чем-то не удовлетворяет. И не всегда даже взрослый человек способен осознать корни проблемы, чтобы справиться со своей зависимостью, а уж ребенку это еще сложней. Не ждите, что на вопрос «что тебя не устраивает в жизни?»  ребенок даст развернутый ответ. Разговор на такие личные темы подразумевает доверие и открытость отношений между родителем и ребенком. Для укрепления контакта между родителем  и ребенком лучше всего использовать совместную деятельность, которая приятна как родителям, так и детям, например, просмотр фильма «Повар на колесах» =) и многих других. Помощь ребенку с компьютерной зависимостью – это в первую очередь работа родителя над собой – насколько родитель готов слушать другого человека, насколько конструктивен и продуктивен досуг взрослых в семье.

 

Конечно, не со всем родитель должен справляться сам, один. Возможны случаи, когда необходима консультация специалиста. Психолог в первую очередь сможет помочь разобраться в ситуации, понять, что и как можно сделать, чтобы вовремя принять меры или не беспокоиться там, где для этого нет причин.

 

Автор: Ибрагимов Тимур

Узнавай больше! Используй свои бонусы!